Электронная торговля — осуществление торгово – закупочной деятельности с помощью электронного документооборота в сети Интернет. Если обобщить данное определение, то сущность электронной торговли заключается в организации процесса товарно-денежного обмена в форме купли-продажи на базе электронных технологий. На сегодняшний момент ее масштабы растут невероятными темпами на фоне компьютеризации общества.
Высокие темпы развития электронной торговли обусловлены совокупностью факторов экономического, социального, организационно – правового и электронно – технологического характера. Электронная торговля не только развивается быстрыми темпами, но и охватывает все больше новых операций, также отличается своей разносторонностью. Главными преимуществами такого вида торговли являются:
- Продажа электронных продуктов;
- Полное информационное сопровождение «покупателя»;
- Поиск, демонстрация, выбор, консультация, конкурентоспособность товара;
- Установление контакта между «продавцом» и «покупателем»;
- Доставка через курьерскую службу.
Кроме того электронная торговля объединяет широкий спектр бизнес – операций, которые включают в себя:
- Обмен информацией;
- Распространение продуктов;
- Возможность организации виртуальных предприятий;
- Рост конкуренции;
- Экономия затрат;
- Персонализация взаимодействия.
Благодаря электронной торговле появилась возможность максимально уменьшить затраты при проведении торговых сделок. Использование цифровой информации посредством интернета и компьютерных сетей позволяют значительно расширить возможности ведения бизнеса.
Однако стоит и учесть что, несмотря на все преимущества перед традиционным видом торговли, у электронной торговли есть и свои недостатки. Основное из них это:
— сомнение законности и достоверности различных сайтов электронной коммерции, потребители в основном не доверяют такого родам торговли;
— необходимость большего количества времени для доставки товара, некоторые виды товаров являются скоропортящимися.
Электронная торговля это площадка где осуществляются сделки между «продавцом» — будь это юридическое или физическое лицо, и «покупателем». При осуществлении онлайн – покупок следует учитывать императивные норма права. Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» определяет правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей.
Согласно Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25 декабря 2017 года № 120-VI электронная торговля должна соответствовать определенным критериям – предпринимательская деятельность по реализации товаров физическим лицам, осуществляемая посредством информационных технологий через интернет-магазин и/или интернет-площадку при одновременном соблюдении обязательных следующих условий:
— оформление сделок по реализации товаров осуществляется в электронной форме;
— оплата должна осуществляться безналичным расчетом;
— наличие собственной службы доставки товара либо наличие договоров с лицами, осуществляющими услуги по перевозке грузов и/или курьерскую деятельность.
При осуществлении электронной торговли товарами налогоплательщики подлежат постановке на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности.
Постановка на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, производится на основании уведомления о начале или прекращении деятельности в качестве налогоплательщика, в порядке, определяемом Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях». Уведомление представляется в налоговой орган не позднее 3 (трех) рабочих дней до начала осуществления отдельного вида деятельности. Отдельные виды налогов, налоговые льготы которые представляются налогоплательщикам, расписаны в налоговом законодательстве Республики Казахстан.
Немаловажным моментом при осуществлении электронной торговли является условия пользовательского соглашения. Пользовательское соглашение – это юридический документ, способный защитить владельца от конфликтов с пользователями, покрыть их возможные риски и претензии со стороны государственных органов.
Пользовательское соглашение интернет магазина (или соглашение об использовании сервиса) представляет собой предложение интернет магазина, содержащее все существенные условия договора, из которого усматривается воля интернет магазина, делающего в данном случае предложение пользователю, заключить договор на указанных в данном предложении условиях с любым отозвавшимся на него лицом (физическим или юридическим), а также те условия, относительно которых по заявлению интернет магазина должно быть достигнуто соглашение. Это своего рода «публичная оферта», отношения по которой регулируются гражданским законодательством. Пользовательское соглашение интернет магазина содержит в себе все условия его работы, а также возможные спорные моменты, которые могут возникнуть при работе с пользователями (покупателем). Во избежание конфликтных ситуации и кабальных условий для обеих сторон необходимо учесть и прописать методы разрешения спора по мере их возникновения. В таком только случае рост и развитие бизнеса в сфере электронной торговой деятельности неизбежен.