29 июня 2020 года в Республике Казахстан был принят новый Административный процедурно-процессуальный кодекс. После принятия нового кодекса изменения коснулись и судебной системы, 26 января 2021 года Президент Республики Казахстан издал Указ №500 «О специализированных административных судах», по Указу Президента все Специализированные межрайонные административные суды были переименованы в Специализированные межрайонные суды по административным правонарушениям. Данным судам в порядке административного судопроизводства подсудны споры, вытекающие из публично-правовых отношений, предусмотренные новым кодексом.
Подведомственность и подсудность дел
До принятия Административного процедурно-процессуального кодекса (далее – «АППК»), дела вытекающие из публично-правовых отношений были отнесены к подведомственности гражданских дел, то есть дела регулировались Гражданским процессуальным кодексом (далее – «ГПК РК»), теперь все исковые заявления, которые «направлены для защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц в публично-правовых отношениях» (ч.2 ст.5 АППК), будут подведомственны Специализированным межрайонным судам по административным правонарушениям (далее – «СМСАП»). В СМСАП помимо административных принципов, применяются также принципы гражданского судопроизводства.
Компетенция СМСАП не ограничивается публично-правовыми спорами, включая в себя также и «иски инвесторов, по обжалованию административных актов, административных действий (бездействия) административных органов, должностных лиц» (ч.3 ст.102 АППК).
Стороны процесса
Участниками СМСАП, как и в гражданских процессах являются истец, ответчик, заинтересованное лицо и прокурор. Согласно пп. 15) ч.1 ст.4 АППК, ответчиком в административном судопроизводстве является административный орган или должностное лицо, к которым предъявлен иск в суде. Истцом, согласно пп. 33) ч.1 ст.4 АППК, является лицо, которое обратилось в суд, в защиту своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подан иск прокурором, иным лицом, наделенным законами Республики Казахстан таким полномочием, то есть это физическое или юридическое лицо чьи права были нарушены.
Таким образом, участниками СМСАП в соответствии с ч.2 ст.3 АППК, являются государственные органы, административные органы, должностные лица (ответчик) и физическое и (или) юридическое лицо, чьи права и законные интересы были нарушены (истец).
Активная роль суда
Когда на практике в гражданском судопроизводстве рассматривались дела публично-правовых отношений, суд зачастую ограничивался следующими действиями:
— объяснениями участников;
— заявлениями участников;
— ходатайствами участников.
Согласно ч.2 ст.16 АППК, административное судопроизводство осуществляется на основе активной роли суда, то есть суд в соответствии с ч.2 ст.16 АППК, вправе «высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела», также согласно ч.3 ст.16 АППК, по собственной инициативе вправе собирать дополнительные материалы и доказательства, то есть теперь судьи СМСАП руководствуются инквизиционным принципом. Может возникнуть вопрос, что за принцип, откуда он взялся?
Инквизиционный принцип
Инквизиционный принцип используется в Германском Административно-процессуальном кодексе, данный принцип гласит, что орган исполнительной власти обязан самостоятельно исследовать обстоятельства дела, которые необходимы для принятия соответствующего решения.
Инквизиционному принципу отводится ключевая роль в становлении правового государства, так как в правовом государстве, орган исполнительной власти должен сам исследовать дела и выявлять факты по делу, при этом исследуются только те факты имеющие значения для решения дела, которые определяются нормами в АППК.[1]
Бремя доказывания
Согласно ч.1 ст.15 ГПК РК, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности, в соответствии с данным принципом, стороны процесса обязаны самостоятельно доказывать каждое значимое обстоятельство для дела, то есть самим предоставлять доказательства для подкрепления собственных позиций. В АППК используется презумпция достоверности, согласно данной презумпции бремя доказывания подлинности материалов лежит на ответчике, то есть на самом административном органе, должностном лице. Пока ответчик не опровергнет подлинность материалов дела, суд будет считать данные материалы достоверными (ст.15 АППК).
Устоявшейся судебной практики на сегодняшний день не имеется, в этой связи, на данный момент сложно сказать какую роль в правовой системе займет новый суд в Казахстане.
[1] Ларс Брокер, Президент конституционного суда и высшего административного суда федеральной земли Райнланд-Пфальц, Инквизиционный принцип в Административном праве//Вестник Института законодательства РК № 4 (49) от 2017 года, страницы 24-36. Интернет-ресурс, https://cyberleninka.ru
Автор: Помощник юриста ЮБ «ADITUM» Али Булатов