Понятие
Государственно – частное партнерство – взаимодействие бизнеса и государства (власти) в процессе реализации социально – значимых проектов, имеющих общегосударственное значение, на условиях сбалансированного распределения рисков, выгод и затрат, прав и обязанностей, определяемых в соответствующих договорах.
Согласно ст. 5 Закона РК «О государственно-частном партнерстве» за № 379 от «31» октября 2015 года (далее по тексту – «Закон о ГЧП», спряжения и склонения по тексту допустимы) сторонами договора государственно-частного партнерства могут являться государственный партнер и частный партнер (несколько государственных партнеров и несколько частных партнеров). Закон о ГЧП не запрещает стороной договора быть также финансовым и иным организациям, предоставляющие финансирование проекта государственно-частного партнерства, также оператором отрасли.
Стороны ГЧП:
В соответствии с п.2 ст.274, п.1 ст.275 Предпринимательского кодекса стороной в инвестиционном контракте может выступать любой инвестор и (или) крупный инвестор имеющий право инвестировать в любой объект и вид предпринимательской деятельности.
Сферу государственно – частного партнерства регулируют основные нормативно – правовые акты:
Закон Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве» за № 379 от «31» октября 2015 года;
Закон Республики Казахстан «О концессиях» за № 167 от «07» июля 2006 года;
Кодекс РК от 4 декабря 2008 года № 95-IV «Бюджетный кодекс Республики Казахстан»
Предпринимательский кодекс Республики Казахстан
Гражданский кодекс Республики Казахстан.
Характеристика бизнеса и государства в ГЧП
Основными признаками государственно – частного партнерства являются:
Сторонами являются государство и частный бизнес
Закрепление взаимодействия сторон юридическим документом (договор)
Равноправный характер между участниками
Долгосрочный характер партнерства
Четко выраженная, общественная направленность
Объединение ресурсов и вкладов государства и частного бизнеса
Распределение рисков и ответственности между участниками за счет привлечения частного инвестора не только к созданию объекта, но и к его последующей эксплуатации и техническому обслуживанию
Какие преимущества ГЧП представляет бизнесу в РК?
Для государства |
Для частного бизнеса |
Возможность реализации проектов с помощью привлечения частного сектора (бизнеса) даже в условиях отсутствия объема бюджетных средств |
Закрепление условий взаимодействия с государством в рамках долгосрочного сотрудничества |
Возможность использовать компетенции и ресурсы частного партнера для реализации социально значимых объектов, возможность увеличения доходов за счет оказания дополнительных услуг |
Возможность увеличить свои доходы за счет оказания дополнительных услуг потребителям |
Передача части рисков по проекту частному партнеру |
Передача части рисков по проекту государству |
Возможность переложить затраты, связанные с разработкой проекта |
Возможность самостоятельно разработать структуру проекта |
поручительства государства по инфраструктурным облигациям в рамках договоров концессии |
|
государственные гарантии по займам, привлекаемым для финансирования концессионных проектов |
|
передача концессионеру исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащих государству |
|
предоставление натурных грантов в соответствии с законодательством |
|
гарантия потребления государством определенного объема товаров (работ, услуг), производимых в ходе реализации концессионного проекта; |
Подзаконные и нормативно правовые акты:
Приказ и. о. Министра национальной экономики РК от 25 ноября 2015 года № 725 «О некоторых вопросах планирования и реализации проектов ГЧП»
Приказ Министра национальной экономики РК от 22 декабря 2014 года № 157 «О некоторых вопросах планирования и реализации концессионных проектов»
Приказ и. о. Министра национальной экономики РК от 25 ноября 2015 года № 713 «Об утверждении Правил приема объектов государственно-частного партнерства в государственную собственность»
Приказ Министра финансов РК от 30 декабря 2008 года № 642 «Об утверждении Правил приема объектов концессии в государственную собственность»
Приказ Министра национальной экономики РК от 26 ноября 2015 года № 731 «Об утверждении Методики определения лимитов государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства, в том числе государственных концессионных обязательств, Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов»
Способы осуществления государственно-частного партнерства
Государственно-частное партнерство по способу осуществления подразделяется:
- институциональное 2. контрактное
Институциональное государственно-частное партнерство реализуется компанией государственно-частного партнерства в соответствии с договором государственно-частного партнерства.
Институциональное государственно-частное партнерство — это специально учрежденное юридическое лицо в виде товарищества с ограниченной ответственностью или акционерного общества. Общее участие государства и частного партнера в данном юридическом лице составляет 100%. Данное юридическое лицо создается специально для осуществления и завершения определенного проекта по ГЧП. В отличие от контрактных видов ГЧП, все действия по самому проекту осуществляются от имени вновь созданного юридического лица, в том числе привлечение финансирования, строительство, эксплуатация, предоставление залогового обеспечения.
Контрактное государственно-частное партнерство в отличие от институционального реализуется посредством заключения договора государственно – частного партнерства. В основном ГЧП реализуется с помощью контрактного государственно – частного партнерства, в том числе следующих видов:
- концессии;
- доверительного управления государственным имуществом;
- имущественного найма государственного имущества;
- лизинга;
- договоров, заключаемых на разработку технологии, изготовление опытного образца, опытно-промышленное испытание и мелкосерийное производство;
- контракта жизненного цикла;
- сервисного контракта;
- иных договоров, соответствующих признакам государственно-частного партнерства.
При реализации отдельных видов контрактного государственно-частного партнерства в части, не урегулированной настоящим Законом, применяются положения соответствующих законов Республики Казахстан, в том числе особенности, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О концессиях»
Выбор того или иного вида контракта зависит от объекта ГЧП. Оптимальная схема проекта и вид контракта определяется при более детальном изучении проекта с определением возможностей каждой из сторон.
Объекты ГЧП
Согласно Закону РК «О государственно-частном партнерстве» государственно-частное партнерство осуществляется во всех отраслях (сферах) экономики. В рамках реализации проекта объектами ГЧП являются:
- имущество;
- имущественные комплексы;
- проектирование;
- строительство;
- создание;
- реконструкция;
- модернизация и эксплуатация.
К объектам государственно-частного партнерства также относятся работы (услуги) и инновации, подлежащие внедрению в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства;
Отрасли в государственно-частном партнерстве
- образование;
- здравоохранение;
- транспортная инфраструктура;
- жилищное строительство;
- наука;
- энергетика;
- коммунальное хозяйство;
Объекты, не подлежащие передаче для реализации государственно-частного партнерства, в том числе в концессию
Согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от «06» ноября 2017 года № 710 «Об утверждении перечня объектов, не подлежащих передаче для реализации государственно – частного партнерства, в том числе в концессию» утвержден перечень объектов, не подлежащих передаче при реализации ГЧП:
- земля, воды (за исключением передачи права временного безвозмездного землепользования в целях реализации договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии), растительный и животный мир
- особо охраняемые природные территории
- военное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за государственными учреждениями Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований
- магистральная железнодорожная сеть, судоходные водные пути, маяки, устройства и навигационные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность судоходства, морские терминалы
- водохозяйственные сооружения (плотины, гидроузлы, другие гидротехнические сооружения), имеющие особое стратегическое значение, за исключением водохозяйственных сооружений (водозаборных сооружений, насосных станций, водопроводных очистных сооружений)
- организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере службы крови и профилактики ВИЧ/СПИД (за исключением приобретения медицинской техники и их сервисного обслуживания), организации медицины катастроф
- коллекция и депозитарии возбудителей особо опасных инфекций и промышленных микроорганизмов
- объекты историко-культурного наследия и культурные ценности
Перед какими органами отчитывается бизнес в ГЧП?
В Казахстане не существует единого центрального государственного или квазигосударственного органа, регулирующего государственно – частное партнерство. Закон РК «О концессиях» и Закон «О ГЧП» определяют обязанности соответствующих государственных органов, но только в отношении концессионных проектов.
Концессионный проект — совокупность мероприятий по осуществлению концессии, реализуемой в течение ограниченного периода времени и имеющей завершенный характер, согласно бюджетному законодательству Республики Казахстан и Закону РК «О концессиях». Концессионные проекты могут быть отнесены к категории концессионных проектов особой значимости, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан.
Согласно Закону РК «О концессиях» в отношении концессионных проектов определены обязанности государственных органов:
Правительство Республики Казахстан:
- определяет юридические лица по консультативному сопровождению концессионных проектов;
- определяет организации по финансированию концессионных проектов;
- создает специализированную организацию по вопросам концессии;
- утверждает правила выплаты арендной платы за пользование объектом концессии и пр.
Министерство Национальной экономики:
- утверждает перечень проектов республиканского значения, предлагаемых к реализации;
Министерство финансов:
- регистрирует государственные концессионные обязательства, а также от имени государства заключает договоры государственных гарантий и договоры поручительств по договорам концессии;
Комитет государственного имущества и приватизации:
- принимает в республиканскую собственность объекты концессии республиканского значения, созданные на основе договоров концессии.